ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность темы настоящего  проекта обусловлена рядом явлений. Во-первых, нарастанием моральной деградации, проявляющейся в обесценивании жизни человека. Социально-психологическое и социально-политическое нарастание агрессии становится яркой тенденцией современного общества.
   Во-вторых, повышением роли религиозных течений в противоборстве со злом природного и социального мира. Особенно значительную ролью играют в этом отношении религии, имеющие мощный нравственно-ценностный ресурс.
   В третьих, своевременность обращения к теме объясняется недостаточной изученностью процесса символизации зла на фоне нарастания эсхатологических мироощущений. Пристальное внимание к обаянию зла один из аспектов своеобразия русской художественной культуры, особенно в литературном творчестве.
   Исследования образных воплощений демонического в литературе представлены рядом литературоведческих работ. Наиболее полную историю и психологию фигур, олицетворяющих зло в изящной словесности всех народов и веков, дал И. Матушевский в этюде по сравнительной истории литературы. В результате своего исследования автор приходит к выводу, что образное воплощение представлений о демонизме развивается в словесной культуре всех народов одновременно с развитием мировых цивилизаций и является иллюстрацией к философии зла
   Значительное влияние на развитие образных воплощений демонического в русской литературе оказал образ Демона одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, к которому в той или иной степени, в различных постановках философских, эстетических, литературоведческих и культурологических проблем обращались современники поэта, русские писатели, критики, исследователи XIX, XX и начала XXI века Г.В. Адамович, Д.Л. Андреев, С.А. Андреевский, И. Андроников, С.А. Васильев, А.А. Голубкова, A.M. Докусов, М.М. Дунаев, С.Н. Дурылин, А.А. Дякина, В.А. Зайцев, В.В. Зеньковский, Вяч. Иванов, Г. Кондр, С.И. Кормилов, Т.Г. Масарик, Л.С. Мелехова и В.Н. Турбин, Д.С. Мережковский, Н.К. Михайловский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.С. Позов, Е. Пульхритудова, И.Б. Роднянская, С.И. Родзевич, В.В. Розанов, Б.А. Садовской, B.C.
   Демоническое, воплощенное в образах Ф.М. Достоевского, пристально изучали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, С.Л. Франк. В основном взгляды этих мыслителей совпадают - образ Великого Инквизитора является персонифицированным образом Зла, Антихристом.
   Современные исследования проблемы обаяния зла в русской литературе образа представлены в трудах  И.И. Гарина, М.В. Германа, В.В. Дудкина, В.Н. Захарова, В. Казака, Т. Касаткиной, Ю.Г. Кудрявцева, В.Л. Курабцева, Л.А. Левиной, О.Г. Мирошниченко, Г.Б. Пономаревой, Л. Сараскиной, Ф. Тарасова, Б.Н. Тихомирова, В. Туниманова, Г. Щенникова, М. Эпштейна.
Объектом исследования выступает процесс образно-символического отражения идеи зла в русской литературе. В качестве предмета исследования избирается смысловая динамика в  образах  зла в русской литературе.
   Цель данной работы: анализ особенностей обаяния зла в русской литературе.  В работе будут решаться задачи: определить понятие, философскую и этическую сущность «обаяния зла»; выявить особенности феномена зла; проанализировать критерии взаимоопределённости  добра и зла; исследовать истоки очарования зла, или тайну романтического злодея; проанализировать особенности обаяния зла в русской литературе 19 - 20 веков; исследовать особенности актуализации нравственных проблем обаяния зла в русской литературе 19 - 20 веков; рассмотреть особенности симпатии к Дьяволу в литературе 19 – 20 веков; проанализировать феномен обаяния зла в современной русской литературе.
   Методологической основой данного проекта является историко-философский подход, реализуемый с использованием методов анализа, сопоставления, сравнения, обобщения и реконструкции. В изыскании применяются также системный и компаративистский подходы. В качестве теоретической основы исследования выступают работы B.C. Соловьева, В.П. Свенцицкого, Н.О. Лосского, H.A. Бердяева, Г.П. Федотова, С.А. Аскольдова, К.Н. Леонтьева, а также работы В.П. Рожкова, В.Г. Вишневского.
   Новизна проекта состоит в попытке эстетически осмыслить сущность обаяния зла в русской литературе и выявить тем самым причины эстетической привлекательности демонического для мировоззрения XIX -XXI вв.